Ираклий Окруашвили хочет восстановить памятник Иосифу Сталину в Гори. Для этого бывший министр обороны собирается баллотироваться на пост мэра города. Какие еще задачи ставит перед собой Окруашвили, и почему нынешние власти не в восторге от его возвращения в политику?
Ираклий Окруашвили возвращается в политику. Опальный министр времен Михаила Саакашвили хочет стать мэром города Гори. Время он подобрал для себя удачное — в середине июня в Грузии назначены выборы в органы местного самоуправления. Впервые в истории страны прямым голосованием будут избираться мэры и руководители районных администраций. Сам Окруашвили называет претензии на пост главы родного города "игрой в третьей лиге". Впрочем, бывший соратник Михаила Саакашвили чувствует себя в долгу перед жителями Гори и поэтому собирается отказаться от спокойной жизни и снова пойти в политику.
Но не все так просто. Всего лишь за несколько дней до того как Окруашвили озвучил решение стать мэром Гори парламент Грузии в третьем и окончательном чтении утвердил изменения в Избирательный кодекс. По новым правилам для участия в выборах необходимо последние два года проживать в Грузии. Окруашвили заподозрил, что изменения в закон внесли специально для него. Бывший глава Минобороны заявил, что это несправедливо в первую очередь по отношению к нему, поскольку с 2007 года он вынужден был находиться во Франции не по собственному желанию.
А ведь до 2007 года это был один из самых могущественных министров в правительстве Михаила Саакашвили — вне зависимости от занимаемой должности. После "революции роз" Окруашвили занял пост генерального прокурора. Он был первым в правительстве Саакашвили, кто вплотную занялся бывшими чиновниками. В результате он устроил целую серию арестов и экспроприаций, поэтому президент Саакашвили быстренько решил перевести его на должность главы МВД. Но и тут Ираклий Окруашвили не успокоился. Его активность в направлении Южной Осетии привела в итоге к тому, что в июле 2004 года там произошли столкновения между силами МВД, а также Минобороны Грузии и южноосетинскими вооруженными формированиями. В результате погибли люди.
После этого Саакашвили в очередной раз сменил должность Окруашвили — он был назначен министром обороны. Первое, что сделал новый глава оборонного ведомства, это созвал пресс-конференцию и обвинил Украину в продаже Грузии "железного хлама под видом военной техники". Окруашвили был известен в Грузии как сторонник силового решения вопросов Абхазии и Южной Осетии. В СМИ неоднократно появлялись его статьи по поводу того, что грузинские войска должны встретить 2007 год в Цхинвале, что близится день восстановления территориальной целостности и т. д.
Устав от этих выходок Окруашвили, который играл с огнем, Саакашвили предложил ему должность министра экономики, чем, по всей видимости, нанес Ираклию Окруашвили смертельное оскорбление. Поэтому последний перебрался в оппозицию и объявил президенту войну не на жизнь, а на смерть. Тогда Саакашвили припомнил ему вымогательство доли компании мобильной связи "Джеосел" у бизнесмена Джемала Сванидзе. Окруашвили был арестован — ему грозило длительное тюремное заключение. Впрочем, спустя несколько дней его отпустили, после чего Окруашвили уехал во Францию и получил там политическое убежище.
Вернулся Окруашвили в Грузию уже после смены власти в 2012 году, то есть после пятилетней ссылки. Его тут же арестовали, однако в результате сотрудничества со следствием освободили. Заочный приговор к 11 годам тюрьмы, вынесенный при Саакашвили, суд отменил как политически мотивированный.
Так почему же нынешние власти, пусть косвенно, противятся возвращению Окруашвили в политику? Неужели "Грузинская мечта" хочет пойти по пути "Национального движения" и попросту назначить в регионах собственных людей, назвав это прямыми выборами мэров и глав администраций? Сам Окруашвили имеет подозрения, что нынешняя власть также может пойти по пути репрессий и притеснения оппонентов по политическому признаку. Тем не менее, он в любом случае собирается бороться за пост мэра Гори, "используя все имеющиеся в наличии средства". А самим жителям Гори обещает надбавку к пенсии в 50 лари из местного бюджета, строительство в городе трамвайной линии и, что самое интересное, восстановление памятника Иосифу Сталину, который убрали из центра Гори власти Саакашвили. Но для этого Окруашвили еще должен добиться участия в выборах, что ему пока по закону запрещено.
Что касается нынешней власти, то она вообще к соратникам Саакашвили, пусть и бывшим, относится с опаской. А тем более к Ираклию Окруашвили, чей агрессивный нрав известен и в Грузии, и за ее пределами. Поэтому лишние проблемы "Грузинской мечте" и так получившей сложное наследство от "Национального движения", явно ни к чему.