Позиция Грузии по поводу размещенной на территории Армении 102-й российской военной базы изменилась. База больше не несет угрозы безопасности грузинского государства.
102-я российская военная база была дислоцирована в Армении по просьбе Еревана в 1995 году в городе Гюмри, в соответствии с межгосударственными договорами. Она несет боевое дежурство в рамках Объединённой системы ПВО СНГ. База подчинена группе российских войск в Закавказье Южного военного округа РФ. Она оснащена зенитно-ракетными комплексами С-300 и истребителями МиГ-29. Численность личного состава - около 5 тысяч человек. Львиная доля расходов по обеспечению базы приходится на Армению. Срок ее дислокации в 2010 году был продлен до 2049 года.
Прежнее руководство Грузии во главе c Михаилом Саакашвили неоднократно заявляло о неприемлемости нахождения базы в соседней Армении, так как "она угрожает безопасности Грузии".
Министр обороны Грузии Ираклий Аласания на совместной с главой оборонного ведомства Армении Сейраном Оганяном пресс-конференции в Ереване 7 марта дипломатично высказал иную позицию, которая существенно отличается от риторики прежнего руководства. Он заявил, что не считает 102-ю военную базу в армянском городе Гюмри угрозой безопасности для своей страны. "Мы говорили о проблеме безопасности и говорили также, что российскте базы в оккупированной Абхазии и Осетии угрожают безопасности Грузии", - подчеркнул Аласания, отвечая на вопрос корреспондента "Большого Кавказа".
Что касается размещенной на территории Армении 102-й базы, министр апеллировал к Армении, которая здесь для Тбилиси выступает в качестве своего рода гаранта. "Мы убеждены, что армянская сторона не позволит, чтобы эта база была использована во вред интересам Грузии", - сказал глава оборонного ведомства Грузии.
Как отмечают наблюдатели, со сменой власти в Грузии в результате парламентских выборов прошлого года, после долгого этапа похолодания в грузино-российских отношениях, стали наблюдаться симптомы оттепели. Изменилось и отношение Грузии к Армении. Стороны начали обсуждать возможность открытия абхазской железной дороги, что естественно негативно воспринималось со стороны Баку. Это делает блокаду Армении со стороны Азербайджана и Турции из-за нагорно-карабахского конфликта бесполезной. Вышеизложенное вкупе не могло положительно не повлиять на позицию Тбилиси по 102-й базе. База в Гюмри, согласно договору, занимается исключительно вопросами безопасности Армении.
В своих высказываниях Аласания был довольно искренен и моментами переходил привычные для грузинских чиновников "дипломатические грани". Был момент в ходе пресс-конференции, когда он только после достаточно искреннего ответа на вопрос стал интересоваться, почему журналистка задала столь обобщенный вопрос без конкретики.
Речь шла об угрозах Баку сбивать гражданские самолеты в небе над Карабахом в случае эксплуатации степанакертского аэропорта. Журналистка в надежде получить искренний ответ политика, сначала сформулировала вопрос достаточно обобщенно: "Господин министр как вы относитесь к идее сбивать гражданские самолеты?". Ответ грузинского министра своей искренностью удовлетворил аудиторию: "Никакой рациональный человек, будь то министр или простой гражданин не может высказать подобную идею. Это неприемлемо".
Затем Аласания видимо понял, что все же "дьявол кроется в деталях" и задал встречный уточняющий вопрос с улыбкой на лице: "Могу поинтересоваться, почему вы задали этот вопрос?". Только после того, как журналисты уточнили, что речь идет об угрозах Баку сбивать гражданские самолеты в случае "их незаконного проникновения в воздушное пространство Азербайджана" (им Баку считает небо над Карабахом), министр "нажал на кнопку" дипломатии. "О региональной безопасности мы говорили много. Наша позиция такова - все конфликты должны быть урегулированы мирным путем. Нашими совместными усилиями региональная безопасность должна быть усилена. Это касается и гражданских самолетов", - заключил Аласания.
Помимо того, министры констатировали, что армяно-грузинское сотрудничество в оборонной сфере развивается динамично. Стороны в деле выстраивания отношений в регионе учитывают интересы друг друга. Кроме того, Ереван и Тбилиси в рамках программы НАТО IPAPсотрудничают в вопросах организации военных учений, военного образования и так далее.
Аршалуйс Мгдесян