Вчера около трех часов дня ингушская оппозиция попыталась начать массовую голодовку в городе Назрань. 95 человек, среди которых были старики и женщины, объявили о начале бессрочной голодовки с требованием отставки главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и выполнения закона "О реабилитации репрессированных народов". Однако акция быстро закончилась - арестом и избиением участников.
Первоначально оппозиционеры обратились к имаму центральной мечети Хизиру Целоеву с просьбой предоставить им здание центральной мечети для проведения акции, но получили отказ. После этого они направились в торговый центр "Ковчег", принадлежащий одному из лидеров оппозиционного движения "Мехк-Кхел" Идрису Абадиеву.
Через несколько часов после начала акции к голодающим приехали на переговоры мэр Назрани Алихан Тумгоев и работник городской прокуратуры Асланбек Оздоев. Они попытались убедить голодающих прервать голодовку в связи с предстоящими траурными мероприятиями, посвященными 20-летию осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе Северной Осетии. Протестующие отказались. После ухода мэра и прокурора в здании было отключено электричество.
В 8 часов вечера торговый центр окружили местные и федеральные силовики. Они потребовали от голодающих покинуть здание в связи с тем, что им поступила информация о заложенном там взрывном устройстве. Координаторы акции попытались вступить в переговоры с силовиками, предложив им прислать саперов и проверить помещение, но получили отказ. После чего начался штурм. Участники голодовки принялись эвакуировать стариков и женщин через черный ход, но двое активистов, 76-летний Сулумбуек Котиев и 84-летний Орц Харсиев, отказались уходить и были задержаны полицией. В итоге силовикам удалось взять под стражу 27 человек.
Читайте также: Тюрьма как угроза для ингушской оппозиции?
Голодающих привезли в ГОВД. По их словам, сотрудники полиции прямо во дворе начали избивать самого молодого участника голодовки, известного ингушского блогера Мусу Абадиева. Через пару часов полицейские вызвали ему врачей. Те наложили несколько швов и настояли на немедленной госпитализации Абадиева, но получили категорический отказ. Также медикам было отказано в госпитализации страдающего гипертонией Мусы Албогачиева. Большинство же задержанных было освобождено в течении нескольких часов. По словам оппозиционеров, никто не оказывал сопротивление силовикам, и именно поэтому они были вынуждены отпустить большинство участников голодовки. Кроме тех, кто, по мнению полиции, является организатором голодовки и активистом оппозиции. Официальная версия обвинения - сопротивление сотрудникам полиции.
Сейчас в ГОВД, в клетке размером 1,5 на 2,9 метра с двумя стульями, продолжают оставаться пять человек: Сераждин Султыгов, Султан-Гири Хашагульгов, Тимур Абадиев, Муса Абадиев и Мусса Албогачиев. Состояние Абадиева и Албогачиева остается очень тяжелым. Ночью к заключенным приехали уполномоченный по правам человека в Ингушетии Джамбулат Оздоев и Магомед Цицкиев из комитета по правам человека при главе республики. Они поговорили с Албогачиевым и уехали.
По словам Сераждина Султыгова, к ним не допускают местных адвокатов. Сегодня они были вынуждены обратиться в адвокатскую контору в Северной Осетии, им пообещали прислать адвоката в течение нескольких часов. На вопрос, кто руководил арестом голодающих, оппозиционеры ответить не могут. По их словам, в операции принимали участие как местные, так и федеральные силовые структуры. Единого командования у них не было, а уже после ареста никто из офицеров МВД или ФСБ с ними не разговаривал.
По словам Султан-Гири Хашагульгова, одного из задержанных, его больше всего покоробило хамское и жестокое отношение к задержанным рядовых сотрудников полиции. Но 5 оппозиционеров, находящихся под арестом, намерены продолжать голодовку несмотря ни на что.
Все попытки получить комментарии от ингушского МВД оказались безуспешными. В министерстве не оказалось ни одного сотрудника, который бы смог рассказать о случившемся. Видимо, руководство МВД Ингушетии пребывает в состоянии столь глубокого траура по трагедии 20-летней давности, что не может сейчас объяснить, что же случилось 29 октября в ТЦ "Ковчег".
Шамиль Оздоев