Скандал вокруг монастырского комплекса на границе Грузии и Азербайджана не утихает. Взяв в руки дорожную сумку, я лично отправилась в монастырь Давид Гареджи. Я решила выяснить, что за соглашение было подписано между грузинским и азербайджанским правительствами по этому вопросу и почему оно столь сильно возмутило грузинский народ.
Перед отъездом я повидалась с Марикой Лорткипанидзе, известным историком, и расспросила ее о монастырском комплексе Давид Гареджи. "Исторически эта территория входила в состав Грузии, и должна тут же остаться. После распада Советского союза правительство Грузии так и не смогло установить границы с соседским государством. Монастырский комплекс, территория которого стала спорной, желательно объявить автономным", - считает Марика Лорткипанидзе.
Приехав на место, мы застали обыкновенную мирную ситуацию. По территории прогуливались туристы и местные жители, живущие недалеко от монастыря сванов, которые всячески помогают тамошним монахами, ухаживают за комплексом.
Огромный, выстроенный в скале монастырский комплекс в Карайском поле основал святой Давид Гареджийский в VI веке. На одной стороне скалы находится этот комплекс, а на другой - 11 православных церквей и кельи. А посередине стоят сегодня грузинские и азербайджанские пограничники, мирно, без всяких эксцессов. Исторически между грузинским и азербайджанским народами никогда не было вражды, но нападения муслимов всегда осуществлялись через территорию Азербайджана, и именно в монастыре Давид Гареджи, зажигая огонь, подавали первый сигнал Грузии о заходе врага.
Как только мы собрались перейти на другую сторону, тут же объявились грузинские пограничники, а азербайджанские, увидев нас, куда-то запропастились. Как заметили и другие посетители, они не выходили на контакт.
Читайте также: Монастырь Давид Гареджи: а были ли пограничники?
Остановили нас на новой границе, которую неофициально "кто-то" провел после 6-го мая. Грузинские пограничники попросили нас не пересекать ее. На нашу просьбу пустить на существующие здесь грузинские молельни они ответили: "Что нам делать? Теперь такой приказ, только монахов туда пускаем. Мы тоже грузины, непонятно, в чем дело. Наверное, скоро все разъяснится".
Визового режима между Азербайджаном и Грузией не существует. Тогда почему после 6-ого мая появились ограничения для грузинских и иностранных туристов, и можно посещать только одну часть монастырского комплекса? С этим вопросом мы обратились к лидеру Консервативной партии Грузии Звиаду Дзидзигури. "Если какой-нибудь документ и подписан, пускай грузинское правительств объяснит нам, не подарили ли кому-нибудь территорию Грузии? Велик шанс того, что перед приближающимися выборами Саакашвили обменял эту территорию на голоса этнических азербайджанцев, являющихся гражданами Грузии".
Карайское поле использовалось как военный полигон еще при коммунистах. И хотя студенческое движение при помощи первого секретаря компартии Джумбера Патиашвили добилось закрытия полигона, в итоге разрушились кельи, упали и повредились фрески VII-VIII веков.
Хотя обычно правительство Саакашвили не признает ничего, что связано с Советским союзом, но данной ситуации это почему-то не коснулось. По заявлению замминистра иностранных дел, "Давид Гареджи во времена Советского союза был на азербайджанской территории, и сегодня является ихним".
Это заявление вызвало возмущение у грузин и не только. Большая часть азербайджанских чиновников разделяет мнение грузинского народа.
Сваны из села Удабно ежедневно проходят так называемую границу. "Мы всегда здесь, и с той стороны не чувствуется никакой агрессии. Какая тут их вина, если правительство подарило", - говорят они.
Читайте также: Как Азербайджан захватывает Грузию
Мы побеседовали с живущим в монастыре монахом Кирионом: "Границы еще не установлены. В этих условиях вторая часть принадлежит уже не нам. Нас, монахов, туда пускают без проблем, но туристов - нет. Здесь речь о Карайском поле и озере Джандара, которые во времена Советского союза были переданы во временные владения азербайджанским пастухам по их же просьбе, чтобы там пасти овец. Это же было их основным делом. А сейчас получается так, что половина нашего христианского монастыря находится на азербайджанской стороне. Надеюсь, все разъяснится".
Грузинский оппозиционный спектр заинтересовался заявлением грузинского правительства, но оно не дает никаких ответов. Грузинская молодежь планирует разные акции протеста. Народ требует от правительства разъяснить ситуацию с монастырским комплексом. По этому факту свой отклик публикует Патриархия Грузии, называя это решение поспешным и неожиданным. А пресспикер президента заявляет, что вопрос демаркации границы рассматривается и по сей день.
Но если вопрос пока не решен, тогда почему азербайджанские пограничники передвинулись вперед? Не хочет ли кто-то получить "новый Карабах"? Но грузинский народ этого не допустит.
Вечером, возвращаясь обратно, мы взяли с собой родниковую воду, которую называют "слезы Давида Гареджийского". Она каплями стекает со скалы и, как говорят, лечит бесплодие и глаза. Одна студентка изъявила свое желание принести эту воду Мише: "Может, увидит, что на свете существует не только он один".