Габалинская радиолокационная станция, расположенная в Азербайджане, может влететь Москве в копеечку. Баку потребовал повысить арендную плату за пользование РЛС - с семи миллионов долларов до трехсот миллионов. Пока Москва решает, готова ли она платить такие деньги, на помощь решила прийти Армения. Премьер-министр республики Тигран Саркисян заявил, что его страна готова предоставить свою территорию для строительства новой радиолокационной станции.
Уже несколько дней подряд в армянских СМИ перманентно муссируется информация по поводу возможности создания на территории Армении радиолокационной станции, заменяющей идентичный объект в Азербайджане.
Резкая актуализация темы в армянской прессе и общественно-политических кругах обусловлена заявлением премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна в интервью российскому изданию "Коммерсант", в котором говорится о готовности армянской стороны обсуждать с Россией вопрос размещения РЛС на территории Армении. "Думаю, что здесь даже могут быть преимущества, так как Армения - горная страна. Охват может быть шире", - сказал Саркисян.
Повышенное внимание к заявлению армянского премьера обусловлено общим региональным контекстом на фоне проходящих в довольно специфичном тоне переговоров между Москвой и Баку по поводу арендной платы за Габалинскую РЛС. Азербайджанская сторона хочет повысить ее с 7 до 300 миллионов долларов.
В своих комментариях армянские и российские эксперты в целом сходятся во мнении, что Россия в принципе может пойти на строительство идентичного объекта на территории Армении, если не получится договориться с Азербайджаном.
Читайте также: Азербайджан на пороховой бочке
Однако дело в том, что Габалинская РЛС для России не только военный объект, имеющий чрезвычайное стратегическое значение. Ее наличие - важный геополитический фактор у южных ворот страны, откуда начинается исламский мир. Габалинская РЛС - единственный "якорь" военно-политического присутствия Москвы в постсоветском Азербайджане, внешняя политика которого не совсем понятна для Кремля. Вопрос следует также рассмотреть в широком региональном контексте, в котором вырисовывается следующая картина: придерживающаяся четкого западного курса Грузия, непонятный для России Азербайджан, примкнувший к движению неприсоединения, и балансирующая между Западом и РФ Армения.
Ситуация усугубляется еще и обострением общего антуража вокруг Ирана и Сирии, где Азербайджан, как считают наблюдатели, рассматривается со стороны Израиля в качестве плацдарма для старта антииранской военной кампании. В этой связи совсем не случайными были утечки информации из Пентагона через американское авторитетное издание Foreign Policy о том, что Израиль получил доступ к военным базам Азербайджана, которые будут использованы для дозаправки и вооружения израильских самолетов. Таким образом, Габалинскую РЛС нужно рассмотреть с двух аспектов: военно-политический фактор присутствия Москвы на рубежах большого Ближнего Востока и элемент геополитического тогда с Соединенными Штатами по вопросу размещения в Турции и Европе систем ПРО.
На фоне вышеизложенного отказ России от Габалиской РЛС и сооружение идентичного военного объекта на территории Армении представляется довольно маловероятным. Строительство такого объекта - очень дорогое удовольствие, и только в безвыходных ситуациях политический истеблишмент России может пойти на такой отчаянный шаг. К тому же в настоящий момент подходит к завершению строительство новой РЛС в Армавире (Краснодарский край), которая как по техническим характеристикам, так и мощности не уступает своему аналогу в Габале. С другой стороны, Россия, в случае необходимости, может и будет разыгрывать "армянскую карту" для сдерживания аппетита Баку в торге установления окончательной цены за аренду Габалинской РЛС.
Аршалуйс Мгдесян