Бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе бьет в набат - по его мнению, республика стоит на пороге новой катастрофы. По словам политика, если официальный Тбилиси ввяжется в военную компанию против Ирана, последствия для грузинского народа будут самыми тяжелыми.
Пока американский флот держит на мушке стратегические объекты Ирана в ожидании то ли приказа из Вашингтона, то ли провокации со стороны Тегерана, пресса активно обсуждает союзников США в борьбе с "мировым злом". Помимо коалиции с Великобританией называется и Израиль, но Тель-Авив встанет на тропу войны только в том случае, если Ахмадинежад примет решение атаковать израильские военные базы. Еще одной страной, готовой встать под знамена дяди Сэма, может стать Грузия. Республика расположена географически выгодно и может быть использована как аэродром для американской авиации на Южном Кавказе. Конечно, Турция в этом плане - более выигрышный вариант, но пока Анкара не горит желанием помогать Соединенным Штатам. Единственное, на что согласились турки - это установка радара ПРО.
А вот президент Грузии Михаил Саакашвили уже не раз предлагал американцам свою страну. В частности, в 2010 году он заявил о готовности предоставить морские порты государства для кораблей НАТО, а аэропорты - для дозаправки и технического обслуживания военно-транспортных самолетов в борьбе с афганским "Талибаном". "Таким образом, можно создать коридор, по которому будут идти поставки оружия и необходимого США и их союзникам оборудования из Грузии через Центральную Азию в Афганистан", - сказал глава республики. И хотя аналогичного предложения пока не поступило, многие в Грузии не сомневаются - оно будет.
Грядущее участие в операции против Тегерана вызывает в Тбилиси обоснованную тревогу. В настоящее время эффективных средств противовоздушной обороны у республики нет - вопрос возобновления поставок вооружений лишь обсуждается в Вашингтоне, а возможное развертывание стартовых позиций противоракет займет определенное время, которого может и не хватить для отражения иранской атаки. Утрачены связи по военной линии и с другими былыми партнерами - Украиной и Израилем. Так что Грузия может стать для иранских ракет легкой мишенью.
Экс-президент Грузии, опытный дипломат Эдуард Шеварднадзе, предупреждает - участие в военной кампании против Ирана будет катастрофой для страны. Он не исключает, что Саакашвили для сохранения своего кресла может включиться в операцию, и этот вопрос наверняка будет обсуждаться на переговорах главы Грузии и президента США Барака Обамы 30 января. "Никак нельзя допустить, чтобы на территории Грузии велась антииранская кампания", - дал Шеварднадзе совет своему "сменщику".
О перспективах участия Грузии в операции против Ирана и возможных последствиях для республики корреспондент GTimes говорил с российскими военными экспертами. По мнению нашего первого собеседника, главного редактора независимого военно-аналитического журнала "Арсенали" Ираклия Аладашвили, Тбилиси вряд ли будет задействован в антииранской кампании. "Я в этом сильно сомневаюсь, потому что пока неясно, будет ли на Ближнем Востоке использована сила. Но даже если произойдет конфликт, у американцев и Израиля есть другие возможности и направления, которые они будут использовать", - отмечает Аладашвили.
Эксперт полагает, что в воздушном пространстве Грузии боевых действий не будет. "У нас нет прямой границы с Ираном, между нашими странами находится Армения, где находится российская военная база со своими двумя системами С-300 и 18-ю самолетами Миг-29, - говорит Аладашвили. - Она полностью контролирует это направление. Кроме того, надо иметь в виду, что в Абхазии и Южной Осетии также находятся российские системы ПВО, которые следят за воздушным пространством региона".
Со своим грузинским коллегой не согласен первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. Тбилиси, уверен он, без сомнения встанет на сторону американцев, и в случае участия в военной операции против Ирана станет врагом исламской республики. "В этом случае грузинам будет плохо - со стороны Тегерана могут быть предприняты самые различные военные акции, включая нанесение серьезных и полномасштабных авиаударов. Кроме того, иранское руководство может принять необходимые меры по дестабилизации социально-политической ситуации в самой Грузии, - предполагает Сивков. - Это совершенно четко должно пониматься всеми участвующими сторонами конфликта. Возможностей по уничтожению стратегических объектов на территории Грузии у Ирана предостаточно. При этом Тбилиси вряд ли решит направить в исламскую республику свои войска - они не представляют существенной угрозы для Ирана ввиду собственной малочисленности".
Отвечая на вопрос о том, может ли российская военная база в Гюмри выступить своеобразным щитом между Ираном и Грузией, о чем говорил Ираклий Аладашвили, военный эксперт заявил, что никакой уверенности в этом нет. "Не знаю, нужно ли это России. Поэтому такие прогнозы относительно действий российских войск против Ирана, учитывая позицию РФ о недопустимости военной агрессии против Исламской Республики, преждевременны и необоснованны, - говорит Сивков. - Как говорится: блажен тот, кто верует".