Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе позволил себе сентиментально всхлипнуть о России. Она - часть его жизни, и бывший россиянин мечтает однажды приехать в Москву, пусть уже и с грузинским паспортом. Однако служебное положение обязывает, и глава внешнеполитического ведомства опять называет соседнюю страну "оккупантом", логику которого заменяют инстинкты. России к такой неблагодарности не привыкать, она вскормила себе на беду немало предателей, в том числе и грузинского происхождения.
"Люблю Москву, но поступаю по расчету" - вот кредо нынешнего министра иностранных дел Грузии Григола Вашадзе. Накануне он разоткровенничался в интервью "Радио Свобода" о том, как скучает по России. "Российское гражданство, и в целом - Россия, часть моей жизни, и не имеет значение, будет ли у меня в кармане российский паспорт, или нет. Я уверен, что в один прекрасный день, я, как гражданин Грузии обязательно приеду в Москву", - пообещал министр.
Глава внешнеполитического ведомства объяснил, что ни за что бы не отказался от российского гражданства, не будь скандала, инициированного российским депутатом Семеном Багдасаровым: "Паспорт я оставил потому, что не мог бы вынести, как говорящие головы в Думе, потребуют отобрать у меня паспорт. Да, если бы этот вопрос не рассматривался бы в Думе, я бы оставил его, и скажу честно, меня не интересовало ничье мнение по этому вопросу. Меня не интересует постороннее мнение относительно моей личной жизни". Об уголовном преследовании по заявлению евразийского Союза молодежи, Григол Нодарович скромно умолчал. Ребятки обвиняли его фактически в измене Родине.
Импресарио жены-балерины и бизнесмен Вашадзе взобрался в министерское кресло уже после войны в Южной Осетии и, как подчеркивал президент Михаил Саакашвили, должен был повернуть российско-грузинские отношения в лучшую сторону, ведь он был не просто гражданином России и не просто мужем гордости Большого театра Нино Ананиашвили. Он еще являлся и выпускником МГИМО, семь лет проработавшим в МИД СССР, сначала в отделе международных организаций, затем - в отделе космоса и ядерного вооружения.
Тем не менее, ценный кадр с личными связями в российском внешнеполитическом ведомстве за послевоенные годы не смог ни на йоту продвинуть идею российско-грузинского примирения. А все потому, что в авторитарной структуре правительства Саакашвили ему была отведена скучная роль болванчика, вынужденного озвучивать постоянные претензии к Москве и подлизываться к странам Запада.
Признания в любви к северной стране, в которой Вашадзе получил превосходное образование, нашел свою единственную любовь и переждал лихие девяностые, у него всегда сопровождаются оговорками. "Я уже пережил Россию, которая предстала передо мной в трех совершенно разных ипостасях. Я с нетерпением жду четвертую ипостась - демократическую либеральную открытую Россию", - заявил он той же радиостанции две недели назад. А теперь, оговорившись, что не хочет бестактно критиковать страну, с которой не имеет дипломатических отношений, пояснил: " Я абсолютно уверен, что нынешний режим Кремля исчерпал все те средства правления, которые использовал до этих пор".
И почти в то же время в интервью другой радиостанции - "Свободная Европа" - глава МИД Грузии вещал про "оккупацию" со стороны столь милой его сердцу страны. "Россия находится под постоянным давлением и рано или поздно, но скорее рано, чем поздно, выведет с территории Грузии оккупационные войска... Россия должна почувствовать, что куда бы она не пошла, о чем бы она ни говорила, какую бы тему не подняла, ей, к сожалению, придется говорить об оккупированных территориях... Российской Федерации постоянно приходится вести довольно неприятный разговор о Грузии", - повторялся Вашадзе, назвав внедрение термина "оккупация" едва ли не главным своим достижением на нынешнем посту.
В третьем интервью за последние дни - австрийской газете Der Standard - Григол Вашадзе опять запутался в своих чувствах к России. "Если иметь в виду оккупацию, этнические чистки, и враждебную политику по отношению к независимой Грузии с 1990 года, то, конечно, можно сказать, что Россия является врагом нашего государства и нашей нации. Но мы не хотим вешать на Россию такой ярлык. Мы надеемся на то, что Кремль понимает: в интересах обеих сторон нормальные цивилизованные отношения с либеральной, демократической территориально целостной Грузией", - заявил он. И тут же, не моргнув глазом, упрекнул Москву в агрессии, хотя европейская комиссия четко показала, кто первым начал бомбить Цхинвал. На вопрос о "менталитете рептилии", которым, по словам "миролюбивого" Саакашвили, обладает Россия, Вашадзе ответил: "Я могу только подтвердить: да, Россия следует своим инстинктам и хватает то, что считает своим".
Как Вашадзе удается сочетать в себе ностальгию по московским улочкам, богемным тусовкам и ресторанам со столь четким исполнением должностных инструкций? Так ведь министр - прирожденный актер, которому лишь воля амбициозного папочки помешала поступить в ГИТИС. Свою любовь к театру он первоначально реализовал в амплуа зрителя и супруга балерины. Сейчас же Вашадзе подвернулась действительно интересная роль - выглядеть посланцем мира, произнося язвительные речи. Конечно, российское гражданство помогало бы в этом как нельзя лучше. Но от него, вот незадача, пришлось отказаться.
Сначала вражеским паспортом министра начала возмущаться грузинская оппозиция. Не помогло даже то, что Нино Ананиашвили покрестила сына Саакашвили, став кумой президенту Грузии и тогдашнему президенту Украины Виктору Ющенко. Но ропот грузинской челяди Вашадзе не беспокоил. Когда же осенью 2009 года насолить министру решил российский депутат Семен Багдасаров, Григол Нодарович серьезно призадумался. Первой его реакцией было заявление из уст пресс-секретаря, что, мол, Госдума ему не указ. А потом, поразмыслив, решил, что достойнее отказаться от паспорта самому, чем ждать позорного исключения из числа россиян.
Тут возникла небольшая заминка: паспорт был отослан президенту России, а тот отправил его в нижние инстанции, "согласно принятому порядку". И пока паспорт Вашадзе гулял по кабинетам российских чиновников, на грузинского министра заточили перья члены "Евразийского союза молодежи" и написали заявление в прокуратуру. По их мнению, гражданин России Вашадзе, будучи грузинским министром, нарушил статьи УК "Унижение чести и достоинства" и "Разжигание межнациональной розни". У дела были перспективы, утверждал в беседе с GeorgiaTimes Владимир Гаглоев, президент Московской коллегии адвокатов "Антикризисный Центр". Он даже советовал не спешить аннулировать российское гражданство Вашадзе, пока тот не ответит перед судом.
Но уголовное преследование так и не дошло до суда, а Госдума так и отказалась рассматривать вопрос о лишении гражданства. Российские чиновники просто тихонько удовлетворили заявление главы грузинского внешнеполитического ведомства и отпустили его с миром.
Сегодня Вашадзе продолжает играть свою двойственную роль, по вечерам обнимая стройный стан своей Нино и вспоминая, как встречал ее после спектаклей в Большом театре, где ей рукоплескала русскоязычная публика. Не он первый и не он последний грузин получил от России все самое лучшее, а потом показал ей неприличный жест. Ираклий Второй, который когда-то призвал русского царя на помощь, чтобы спасти свой народ от персов, точно также показал Петербургу фигу, заключив тайное соглашение с вражеской для России Турцией. Меньшевистское правительство отделившейся от империи независимой демократической Грузинской республики тоже состояло из людей, обласканных Временным правительством, а потом легко предавших интересы империи даже не во имя малой родины - а за тридцать германских марок. Последний российско-грузинский конфликт и вовсе породил немало запутавшихся в своих чувствах людей, начиная от Бубы Кикабидзе и заканчивая тем же Вашадзе.