То, что одним из приоритетов действующих властей Грузии является военная составляющая, известно давно. Грузинская армия хорошо готовилась к военной операции в августе 2008 года, получая оружие из Израиля и Украины и тренируясь под контролем американских инструкторов.
Не помогло. Грузинские стратеги до последнего берегли модернизированные танки Т-72-SIM-1, которые прошли основательную модернизацию, включая оснащение спутниковой системой ориентирования GPS, тепловизорами и системой опознавания «свой - чужой». Плохо взаимодействовали с другими подразделениями грузинской армии и военные центры организации огня, которые должны были в реальном времени координировать нанесение ударов ВВС для поддержки пехоты и танков.
После провальной операции власти Грузии решили увеличить расходы на вооружение республики, а западные партнеры Тбилиси такое стремление поддержали. В ноябре начальник Главного разведывательного управления Генштаба Штаба Александр Шляхтуров сообщил, что Грузия продолжает получать вооружения и военную технику от стран НАТО, Израиля и Украины. «Страны альянса, и, прежде всего, восточно-европейские государства-участники и партнеры поставляют Грузии в основном стрелковое оружие и снаряжение. США ведут подготовку личного состава грузинской армии по тактике НАТО, Израиль поставляет Грузии беспилотные летательные аппараты, а Украина - тяжелые вооружения, в частности танки и средства ПВО», - добавил Шляхтуров.
Слова начальника ГРУ подкрепляются обнародованными ранее данными. По данным главы комиссии по изучению законности военного сотрудничества Украины и Грузии в Верховной Раде Валерия Коновалюка, за последние годы Киев поставил Тбилиси оружия на два с половиной миллиарда долларов. В Грузию отправились 60 БТР, 40 танков, 14 ракетно-зенитных комплексов и прочие вооружения, снятые с дежурства в украинских частях. «Украина сегодня - основной поставщик оружия Грузии, - рассказывал Коновалюк. - Поставки в Грузию идут за счет перевооружения украинской армии, практически новые образцы снимаются и продаются за бесценок».
Что касается Израиля, то не так давно российские спецслужбы разоблачили компанию Ropadia Ltd, которая намеревалась поставить Тбилиси крупную партию стрелкового оружия: 50 тысяч автоматов АКС-74, около тысячи гранатометов РПГ-7 и почти 20 тысяч гранат к ним, а также порядка 15 тысяч 5,56-мм штурмовых винтовок. И это при том, что Тбилиси до сих пор закупает израильские беспилотники.
Продолжаются и совместные тренировки Грузии и НАТО. Как известно, широкий резонанс вызвали прошлой весной военные маневры Cooperative Longbow/Cooperative Lancer 09 на грузинском полигоне «Вазиани», когда армия Саакашвили отрабатывала «миротворческие операции» с использованием современных средств связи, а также разведывательной аппаратуры.
В этой связи обнародованные в некоторых российских СМИ данные о военных бюджетах Грузии вовсе не удивляют. Более того, 519 миллионов долларов на военные нужды - вовсе не предел для Тбилиси. Дело в том, что США и НАТО продолжают оказывать республике военно-гуманитарную помощь. При этом 50 миллионов рассчитаны исключительно на военные расходы, пишет «Независимая Газета».
Наращивание потенциала грузинской армии настораживает соседние республики. На этой неделе вице-спикер парламента Южной Осетии Юрий Дзиццойты, комментируя провокационный сюжет грузинской телекомпании «Имеди» о произошедшем вторжении российских войск подчеркнул, что очередным шагом президента Саакашвили может стать не имитация «ввода российских танков», а вполне реальные действия, направленные против Цхинвала. «Саакашвили становится очень непредсказуемым», - сказал он.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что на данный момент армия Грузии еще не оправилась от поражения в августе 2008-го, даже несмотря на то, что прошло уже больше года. По мнению заместителя генерального директора Фонда «Центр политических технологий» Сергея Михеева, сейчас грузинская армада объективно слабее, чем была тогда. Пожалуй, рекордные расходы Тбилиси в этой сфере можно объяснить именно желанием поскорее восстановить военный потенциал. Как скоро это случится и к чему приведет, будет зависеть уже не только от Грузии, но и от ее партнеров.