Напомним, в октябре прошлого года ПАСЕ подтвердила полномочия российской делегации, которую Грузия предлагала лишить права голоса. За подтверждение полномочий России в Ассамблее высказалось большинство присутствующих в зале европарламентариев. Предложение лишить Россию права голоса в ПАСЕ было внесено грузинской делегацией в сентябре, и его поддержали 72 парламентария при минимуме в 20. В Ассамблее подчеркнули, что сохранение полномочий делегации России даст возможность российским властям вступить в содержательный и конструктивный диалог для рассмотрения всех тех вопросов, которые были упомянуты в резолюциях Ассамблеи, касающихся последствий войны между Грузией и Россией.
Подобного развития событий и на зимней сессии не исключает глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев. По его словам, «деструктивные попытки грузинской делегации «впихнуть» в последний момент обсуждение ситуации на Южном Кавказе, в том числе и очередное оспаривание полномочий российской делегации», могут возобновиться в январе. Косачев подчеркнул, что давать какие-то прогнозы на этот счет трудно, однако выразил уверенность, что «деструктивная линия, как и ранее, не найдет поддержки большинства членов ассамблеи».
В свою очередь, член грузинской делегации в Ассамблее Георгий Габашвили заявил, что делегация Грузии в ПАСЕ не оставит попыток обращать внимание организации на невыполнение Россией ее резолюций. «Мы будем обращать внимание на неисполнение Москвой резолюций, но как это будет технически, по каким процедурам - вопрос времени и политической тактики, а не стратегии», - отметил он.
Как известно, в докладах экспертов ПАСЕ о выполнении резолюций «О последствиях войны между Грузией и Россией» подчеркивается, что Россия не выполнила большинство требований. По мнению Запада, Москва обязана выполнить все пункты соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года, подписанного президентами России и Франции Дмитрием Медведевым и Николя Саркози, а также обеспечить допуск международных наблюдателей в Абхазию и Южную Осетию.
Однако позиция российской стороны заключается в том, что Россия полностью выполнила все пункты плана Медведева-Саркози. «Решение России признать независимость республик Южная Осетия и Абхазия - не повод для игрищ, поскольку это решение было вынужденным, - отметил в ноябре 2008 года президент России Дмитрий Медведев. - Мы будем выстраивать полноценные отношения с этими новыми субъектами международного права». Что же касается допуска сотрудников международных миссий в республики, то на данный момент на Южном Кавказе действует лишь миссия Евросоюза в Грузии, полномочия которой, по мнению Москвы, не распространяются на Сухум и Цхинвал.
По словам первого заместителя генерального директора Центра политических технологий Бориса Макаренко, поведение Грузии в ПАСЕ объясняется только тем, что республика утратила часть территории и думает, что в этом виновата Россия. «Если этот вопрос вновь будет поставлен, то его вновь не поддержат», - считает он.
Со своей стороны, эксперт по вопросам Кавказа и главы НПО «Центр Стратегических исследований Кавказа» Мамука Арешидзе считает, что депутаты Грузии не играют в ПАСЕ главную роль, а вопрос полномочий России в этой организации могут поставить и парламентарии восточноевропейских стран, в основном Балтии. «В этой связи грузинская делегация, естественно, поддержит их инициативу, поскольку Тбилиси считает, что Москва не выполнила все пункты плана Медведева-Саркози», - подчеркнул Арешидзе.
На вопрос о том, откажется ли грузинская сторона от своих претензий в ПАСЕ в случае подписания нового договора между Россией и Грузией, эксперт ответил, что Тбилиси продолжит настаивать на выполнении плана Медведева-Саркози. По его словам, только после этого можно будет говорить о подписании каких-либо других документов, регламентирующих режим безопасности в приграничной зоне.