С начала ХХI века Запад внушает бывшим республикам СССР, что им надо забыть о России во имя «демократического» будущего. Часть из них так и сделала. Но «преимущества» на поверку оказались сомнительными. Особенно в период глобального экономического кризиса. Грузию, однако, чужой пример не смущает. Она по-прежнему держит курс на забвение северной державы, вопреки общим законам притяжения малых объектов большими.
Про желание грузин забыть о России накануне в Лондоне заявил Григол Вашадзе. Глава МИД дословно повторил фразу, сказанную одной из его предшественниц.
Саломэ Зурабишвили в 2006 году, уже перейдя в оппозицию, пояснила французскому изданию L'Express, каким должен быть дальнейший путь Грузии (метафора нашла применение в названии партии, возглавляемой ею).
«Большинство из них (депутатов - ред.) хочет поддерживать с Россией отношения по типичной, давно сложившейся схеме, у них есть свои политические или финансовые интересы. Оздоровление этих отношений должно проходить через некоторое отдаление, я всегда говорю о том, что «нужно забыть о России». А сегодня все происходит как раз наоборот, на ней сосредотачивается все внимание», - заявила она.
Чтобы смягчить излишне резкую фразу, французская грузинка с образованием дипломата добавила: «Я не хочу все время держать Россию на расстоянии. У нее есть своя роль в этом регионе, свои интересы, но она не может вмешиваться во все!».
«Забыть о России» западные политтехнологи советовали не только Грузии.
«Первым правилом демократической борьбы является «забудьте о России». Она уже никак не может влиять на судьбу народов. В то же время озабоченность реакцией России является негативным фактором демократического движения», - настоятельно советовал в 2004 году белорусским оппозиционерам директор Проекта по переходным демократиям, президент американского комитета НАТО Брюс Джексон в интервью пресс-центру оппозиционной «Хартии-97».
Пока Белоруссия игнорировала подобные советы, ее клеймили за диктаторский режим, но у нее был дешевый газ и свободный доступ товаров на обширный российский рынок. Теперь она тоже пытается периодически отворачиваться от Москвы, игнорируя ее интересы. И что имеет взамен? Повышение цен на энергоносители, проблемы со сбытом продукции и так далее.
Как ни хотели грузины проигнорировать Россию, но она все-таки вмешалась, когда они решили покорить Цхинвал, подобно белым янки, покорявшим в свое время земли с индейскими племенами, то есть, уничтожая их цивилизацию подчистую. Но если Вашингтон позволяет себе на другой стороне Земли «защищать иракскую демократию», то почему Москва не может защитить своих сограждан на прилегающей территории, тем более, что в составе России находится республика со второй половиной осетинского народа?
Грузия же мечтает установить свое единоличное феодального типа право на Абхазию и Южную Осетию. И поскольку самой существенной помехой к этому, вслед за народным сопротивлением осетин и абхазов, стала Россия, то о ней, по логике Тбилиси, лучше забыть. Так делает недалекий человек, когда, видя проблему, отказывается ее решать. Так хотят жить дальше и грузины или, по крайней мере, их руководство, судя по словам Вашадзе.
Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе, когда-то получивший прекрасное образование в Москве, выступая накануне в лондонском Королевском институте международных отношений, заявил, что Грузия могла бы быть лучшим союзником РФ, «но этого пока не получается».
Тбилиси, по его словам, разрабатывает сейчас новую стратегию восстановления территориальной целостности страны, исключительно «мирными средствами».
Он пояснил, что Грузия в первую очередь будет добиваться возвращения беженцев в Абхазию и Южную Осетию, передало ИТАР-ТАСС. Трудно считать это «мирной инициативой», если представить, как воевавшие всего год назад между собой народы будут строить бытовые отношения.
Впрочем, в Лениногорский район Южной Осетии грузинские жители постепенно возвращаются, сообщил на днях начальник пограничного управления ФСБ России в РЮО Александр Мурзин. А Абхазия и так после войн 90-х годов вернула более 50-ти тысяч грузин, и пока не в состоянии обустроить большее число возвращенцев.
Грузинские власти не слишком-то переживают по поводу возможной мести обиженных народов вернувшимся беженцам. Просто потому, что «намерены восстановить в этих регионах законность», как отметил Вашадзе. Между прочим, прикрываясь теми же словами, Саакашвили приказал в 2008 году штурмовать Цхинвал.
Еще одним важным пунктом плана по возвращению территорий глава грузинского МИДа назвал полное устранение России. По его словам, дальнейшие действия по реинтеграции будут приниматься после согласования с международными организациями «Однако этот процесс будет проходить без России», - заметил Вашадзе.
Интересно, как на практике руководство Грузии думает решать вопросы Абхазии и Южной Осетии без России? Не замечая российские кордоны, повести беженцев на штыки пограничников? Послать своих полицейских туда, где их сразу же арестуют за незаконное проникновение на территорию соседних, пусть и непризнанных Тбилиси, но укрепленных российской военной мощью государств?
Все это похоже на желание незадачливого грибника нарвать малины под носом у медведя, притворившись, что его не замечаешь. Впрочем, Грузия примерно так и поступила в августе минувшего года.
Тогда Михаил Саакашвили принял авторитарное решение, правда, чувствуя поддержку своего народа вплоть до момента, когда стало очевидно поражение. Теперь власти страны играют в демократию. Вопросы восстановления целостности отныне решаются на расширенных заседаниях Совбеза, куда приглашается оппозиция.
Однако состоявшееся в понедельник заседание радикалы от оппозиции проигнорировали, и власти по этому поводу сильно сожалели: демократия захромала.
Секретарь Совбеза Эка Ткешелашвили особенно удивилась, что не пришел бывший постпред Грузии в ООН, ныне лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания, который летом принял подобное приглашение. «Более важной темы, чем оккупированные территории, для Грузии не существует, и это проблема не какой-либо политической команды или даже правительства. В разработке этого вопроса и этой стратегии все должны участвовать», - цитирует Ткешелашвили «Кавказский узел».
А Михаил Саакашвили, предваряя заседание, выразил удовлетворение тем, что оппозиционеры не выносят сор из избы и не разглашают, о чем говорит Совбез. «Пока эти заседания не могут быть открытыми, так как у нас еще есть секреты от наших противников. Наш враг очень сильный и беспощадный, оккупант очень сильный и ждет того, чтобы как-то вытянуть от нас какую-то информацию», - сказал он.
Похоже, греша на оппозицию, Саакашвили не заметил главного «языка». Вашадзе в Лондоне выдал планы Грузии на-гора. И хотя он попытался представить их мирными, в этих проектах по возвращению утерянных территорий заложена новая бомба, в том числе из-за желания проигнорировать российский фактор.
«Не тем путем идете», - хочется в очередной раз сказать тбилисским властям. Зачем опять нарываться на войну с соседними народами? Как верно отметил лидер «Движения за справедливую Грузию» Зураб Ногаидели, нужно, прежде всего, вернуть доверие абхазов и осетин, а уж потом предложить им присоединиться к Грузии. Да и о России, конечно, забывать не следует.