Так же утверждается, что «за время боевых действий погибли четверо членов российских экипажей. Из шести сбитых самолетов лишь два достоверно были сбиты огнем противника». Три из них предположительно сбиты «дружественным огнем», т.е., по-просту говоря, своими же. Вывод статьи: такая статистика демонстрирует «серьезнейшие проблемы» с координацией и управлением войск.
Вооруженный конфликт августа 2008 года до сих пор вызывает вопросы у военных аналитиков, указывающих на разночтения в официальных данных о потерях, отмечает Reuters. Грузинская сторона утверждает, что сбила 15 российских самолетов. Минобороны РФ говорило, что потеряло три штурмовика и один бомбардировщик. При этом замначальника Генштаба Минобороны РФ Анатолий Ноговицын называл размер потерь «большим».
Публикация в московском журнале, как утверждают ее авторы, подготовлена на основе сообщений грузинских, российских и югоосетинских СМИ, а также специализированных интернет-форумов для военных.
Она содержит подробное описание гибели каждого из шести российских самолетов. Ссылаясь на источники в военных ведомствах и данные СМИ, авторы статьи пишут, что из-за отсутствия координации в действиях российские ВВС и сухопутные войска «вели разные войны». На практике это означало, что российские и осетинские военные часто принимали российские самолеты за грузинские и открывали по ним огонь.
По данным экспертов, первой потерей российских ВВС стал штурмовик СУ-25БМ, сбитый переносным зенитно-ракетным комплексом (ПЗРК) над территорией Южной Осетии 8 августа. «Он был поражен... южноосетинскими ополченцами... Падение самолета... было показано по телевидению как сбитие грузинского самолета», - говорится в статье.
Следующей жертвой «своих» стал штурмовик СУ-25СМ, возвращавшийся с задания с уже подбитым левым двигателем. «Через некоторое время при пролете над южными окраинами Цхинвали на высоте 1000 метров самолет был поражен ракетой ПЗРК в правый двигатель»,- пишут авторы, отмечая, что после падения самолета южноосетинская сторона сообщила об уничтожении грузинского штурмовика.
Во второй день войны ВВС РФ потеряли четыре самолета. Один из них, штурмовик СУ-25, был сбит в районе южноосетинской базы Джавы. Впоследствии российские военные говорили, что сбили грузинский самолет. В публикации говорится, что, вероятнее всего, это был российский СУ-25, уничтоженный ПВО РФ, поскольку к этому времени ВВС Грузии отказались от полетов над Южной Осетией. Последний самолет сбит 11 августа ошибочным выстрелом из колонны российских войск, выдвигавшейся из Цхинвала в Гори.
Возможно, пропагандистскому аппарату Михаила Саакашвили эта публикация особой радости не доставит. Все-таки, потеря шести самолетов - это не десятки уничтоженных российских штурмовиков, о которых громогласно заявлял грузинский президент в первые дни августовской войны. Но горькую пилюлю воспоминаний грузинским политикам статья в Moscow Defence Brief совершенно точно подсластит.
Что и говорить, публикация в экспертном издании, каким считает себя Moscow Defence Brief, получилась «звонкой» и ее уже без устали тиражируют десятки Интернет-сайтов. Российская армия уже давно подвергается критике со стороны общества. Точнее не сама армия, а ее руководство, занятое непродуманными, а подчас и вредными для национальной безопасности реформами.
Но удивляет поразившая пресс-службу Минобороны России немота. Военное ведомство никак не прокомментировало публикацию в Moscow Defence Brief. Выходит, что оно согласно с выводами авторов публикации? Но если это так, то нужно делать далеко идущие выводы. А их как раз никто и не делает, и никаких уроков из прошлогодних боевых действий не извлекает. А в Пентагоне, между прочим, внимательно проанализировали стратегию и тактику августовской войны на Кавказе. Зачем, спрашивается?
В последние дни СМИ были заполнены истерическими прогнозами о грядущей новой войне на Кавказе, увязывая ее начало с проведением военных маневров «Кавказ-2009». Обычные плановые учения сделали жупелом агрессивности российской армии. Как отреагировали на это Министерство обороны РФ? Да, собственно, никак! Пусть, мол, себе, говорят! Вот и сейчас пресс-служба Минобороны предпочитает хранить молчание.
И если кто-то завтра преподнесет в качестве очередной сенсации «новые факты» потерь российской армии от своего же огня, то общество и вовсе начнет воспринимать ее как армию самоубийц. Вот только кому это выгодно?
Российские самолеты не были сбиты в ЮО "дружественным огнем"
Генштаб РФ не будет пересматривать данные о потерях в 5-дневной войне