26 мая должен стать судьбоносным днем в истории Грузии, заявляла оппозиция. Но пока можно констатировать одно: непримиримые противники - представители власти и оппозиции - продемонстрировали в этот день свое упорство и полярность позиций. Правда, руководство страны отказалась от ряда традиционных праздничных мероприятий, дабы не раздражать и без того склонную к радикализму оппозицию. Но от всех церемоний отказываться не стали.
Если три года назад Михаил Николаевич в День независимости открыл пресловутый музей советской оккупации, то 2009 год ознаменовался открытием военного кладбища на месте братской могилы в Мухатгверди, где захоронены погибшие во время августовской войны. По традиции Саакашвили обвинил во всех бедах Россию и пообещал своему народу светлое будущее. В выражениях Михаил Николаевич не стеснялся: «Сегодня мы отмечаем тот день, отметить который 26 мая 2009 года не входило в планы нашего врага, - цитируют его грузинские СМИ, - Хочу напомнить, что в прошлом году 12 августа российские танки стояли на подходах к Тбилиси, у российских генералов был приказ взять Тбилиси... растоптать под ногами пятикрестовый флаг Грузии и раз и навсегда похоронить идею независимости Грузии... То есть восстановить Советский Союз... По сей день мы боремся с тем безобразием, что нам оставила Российская империя, и это безобразие борется с нами хотя бы в Грузии в эти дни».
По его словам, Грузия встанет на ноги и продолжит борьбу. «Самым лучшим почтением памяти нашим погибшим героям будет построенная, успешная, ушедшая далеко вперед, свободная, демократическая, европейская Грузия. Мы удивим и того нашего врага, который считал разрушение и развал нашей страны необратимым...», - завершил свою пылкую речь Саакашвили.
Следующим праздничным мероприятием была встреча президента со школьниками. Им Михаил Николаевич и попытался объяснить почему в стране либеральных и демократических реформ в этот день проходят акции протеста. В это время на стадионе имени Пайчадзе собралось более 100 тысяч человек. К ним присоединилась колонна, которая все эти дни двигалась к Тбилиси из регионов и которую вел певец Георгий Гачечиладзе (Уцноби). Впрочем, статистика, как всегда оказалась весьма политизированной: правительственные СМИ говорят о 30-40 тысячах собравшихся, оппозиционные - о ста тысячах, независимые наблюдатели - о 60 тысячах.
Большинство протестующих, по просьбе лидеров оппозиции, пришли в белой одежде - плащах, футболках, жакетах, куртках. Кто-то просто повязал голову или шею белым платком. «Сегодняшний день очень важен, так как с 1991 года это первый праздник Дня независимости, который отмечает грузинский народ. 26-го мая власти всегда праздновали танками, самолетами и приглашенной партийной элитой. Сегодня у нас тут нет танков, зато тут будет весь грузинский народ, вся Грузия», - заявил один из лидеров консерваторов Каха Кукава.
Оппозиция начала акцию с минуты молчания в память погибших граждан страны, боровшихся за свободу и независимость Грузии. Примечательно, что по просьбе одного из видных оппозиционеров Губаза Саникидзе, собравшиеся на стадионе в поддержку акции протеста встали в знак уважения абхазского и осетинского народов. «Моя просьба, привстать перед абхазами и осетинами и пусть будет воля Божия, добро им пожаловать в единую Грузию! Да здравствует демократическая и единая Грузия!», - заявил он.
И хотя ныне вопрос возвращения абхазов и осетин в лоно грузинской демократии, мягко говоря, спорный, такое приветствие, хотя и не прозвучало просьбой о прощении, но все же лучше шовинистического лозунга «Грузия для грузин», раздававшегося в смутные 90-е. Главное, что этот факт говорит об определенном повороте в сознании грузин, позволяет надеяться на возвращение добрых грузино-осетинских и грузино-абхазских отношений.
Несмотря на то, что из общего комитета непарламентской оппозиции в последние дни вышли несколько партий, 26 мая стал днем единения всех антиправительственных сил. Оспаривались только методы достижения общей цели. Так, лидер партии «Свобода» Константин Гамсахурдиа, который является также представителем «Альянса за свободу», заявил, что «демонтаж Саакашвили» он продолжит независимо от остальной оппозиции, в соответствии с собственным планом. Такого же мнения придерживаются партия женщин Грузии «За свободу и справедливость» (Гугули Маградзе) и Союз традиционалистов Грузии (Акаки Асатиани). По словам Гамсахурдиа с 27 мая они перейдут на чрезвычайный режим.
Свои планы намерен реализовать и «Национальный форум». В реалити-шоу «Камера N5» на канале «Маэстро» один из его лидеров, Губаз Саникидзе, сказал, что его партия твердо решила с 27 мая сфокусироваться на регионах. «Мы должны начать что-то новое, - заявил Саникидзе. - Тбилиси исчерпал свой ресурс. В отношении Тбилиси все ясно - он против властей и Саакашвили ничего не сможет сделать для его возвращения... Тбилиси является опорой оппозиции. Но в регионах ситуация иная».
Политологи констатирует: разные подходы не означают раскола. По крайней мере, 26 мая оппозиция продемонстрировала редкое единство. По словам лидера Консервативной партии Грузии Звиада Дзидзигури, сообщает GHN, «такого 26 мая у грузинского народа не было даже тогда, когда он приобрел независимость». Он призвал, чтобы все как один потребовали ухода Саакашвили с поста президента. В ответ на призыв политика собравшиеся стали скандировать: «Саакашвили - не наш президент!» и потребовали его отставки, сообщает «Интерфакс». При этом участники митинга взяли друг друга за руки в знак своего единства.
Актриса Нинели Чанкветадзе огласила обращение к международному сообществу: «Мы призываем западных друзей использовать все имеющиеся у них ресурсы для того, чтобы остановить эскалацию событий в стране. Народу должна быть дана возможность сделать свободный выбор и сменить мирным путем власть». Со стадиона многотысячные отряды оппозиционеров отправились к Кафедральному собору Святой Троицы. Как сказал Георгий Гачечиладзе (Уцноби), ставший символом нынешнего противостояния, Патриарх посоветует нам, как действовать дальше.
Хотелось бы надеяться, чтоб многострадальная Грузия, наконец пойдет по дороге, которая приведет ее народ к храму и обретет мир и благополучие.