Власти предъявили Кобе Отанадзе и Левану Амиридзе, которые во время спецоперации по задержанию организаторов мухрованского мятежа были ранены, официальное обвинение в попытке государственного переворота. Об этом 22 мая заявил глава администрации МВД Грузии Шота Хизанишвили. Оппозиция же накануне во время митинга почтила минутой молчания память убитого во время той же спецоперации полковника Криалашвили.
Тогда же МВД Грузии распространило информацию, что спецоперация была проведена на основании полученной оперативной информации. По предложенной властями версии, подозреваемые в мятеже якобы пытались скрыться в Южной Осетии. «Они собирались на микроавтобусе покинуть Тбилиси и через село Цинагара (Ахалгорский район) перебраться на оккупированную Россией территорию», - говорилось в заявлении. Исходя из этого, можно сделать вывод - ниточки мухрованского мятежа все-таки ведут в Россию. Иначе зачем трем высокопоставленным грузинским военным бежать в Южную Осетию, под защиту российских штыков?
Получается, что власти опять начинают навязывать обществу именно эту версию. Хотя самому Михаилу Николаевичу от нее уже однажды пришлось отречься. Ведь сначала он сам назвал мятеж в Мухровани «российской провокацией», призванной сорвать учения НАТО. Однако через несколько дней сам же себя и опроверг, признавшись, что не обладает достоверной информацией о причастности Кремля к армейскому бунту. Сейчас, исходя из заявления МВД, можно ожидать очередного заявления и опять с обвинениями в адрес северного соседа.
Следствие пока не вынесло никаких вердиктов. Правда, уже сейчас версия о связи мятежных военных с российскими спецслужбами или грузинскими «ворами в законе», которые, по словам Михаила Николаевича, финансируют оппозицию, а следовательно и мятежников, выглядит не очень-то убедительно.
«У задержанных обнаружили оружие, деньги на сумму 3 тысячи 700 долларов, четыре мобильных телефона и несколько десятков мобильных SIM-карт», - отмечается в сообщении. То есть на каждого мятежника по тысяче долларов. Возможно, для жителей Грузии - сумма выглядит внушительной. Но только для них. Ведь тысяча долларов - это средняя зарплата жителя Москвы. Да и сомнительно как-то, что со столь скудными финансами мятежники ринулись за границу. Не в пользу властей и имидж «бунтовщиков». Так, убитый во время спецоперации Криалашвили и раненый Отанадзе - воевали в Абхазии и Южной Осетии в 90-х годах. Вряд ли их ждали с распростертыми объятиями в Цхинвале.
Есть нестыковочка и в выдвигаемой руководством страны догадке, что это команда Шеварднадзе хочет-де взят реванш. И убитый Криалашвили, и раненый Отанадзе в мае 2001 года в той же воинской части в Мухровани уже поднимали подчиненных против тогдашних властей. Требования бунтовщиков сводились к выплате зарплат и нормальному питанию. Бывший тогда президентом Эдуард Шеварднадзе лично прибыл в Мухровани и успокоил мятежников, пообещав улучшить положение в вооруженных силах.
Михаил Николаевич подоспел в Мухровани, когда мятежники фактически уже сложили оружие. И пока остается гадать - что же реально произошло в мае 2009 года в этом мятежном батальоне. Противники президента Саакашвили ставят под сомнение преподнесенную МВД версию событий. Лидер Консервативной партии Звиад Дзидзигури, со ссылкой на кулуарную информацию из властных структур, утверждает, что окружение президента не устраивал судебный процесс над мятежными офицерами, «поэтому от этих парней надо было избавиться». Он уверен, что эти офицеры не причастны «ни к какому государственному перевороту».
Лидер «Демократического движения - единая Грузия» Нино Бурджанадзе заявила, что существовала информация о том, что планировалась ликвидация обвиняемых в военном мятеже, поскольку правительство не устраивал их арест. «Трудно делать комментарии и предварительные заключения об этой спецоперации, но когда операция хорошо запланирована, не думаю, что могут быть такие серьезные результаты», - говорит Бурджанадзе. Еще одна сегодняшняя пассионария улиц, Саломе Зурабишвили, обратилась к министру обороны и призвала его не принимать участия в разрушении грузинской армии.
Политолог Сосе Цискаришвили, который несколько дней назад высказал предположение о том, что трое подозреваемых в мухрованском инциденте либо уже ликвидированы, либо их ликвидация готовится, дал довольно резкий комментарий радиостанции «Коммерсант». «В Грузии полиция не способна задерживать людей. Они могут только убивать. Все это - результат той идеологии, которая называется нулевой толерантностью. И как видно, наша полиция даже в кино не видела, как планируется операция. Я слышал о групповом побеге, но о групповом скрывании никогда», - говорит Цискаришвили. Он также отмечает: «Сегодня председатель парламента заявляет, что мятеж был направлен не против президента, а был попыткой начать новую войну, целью которой было с помощью Медведева и Путина привести к власти Нино Бурджанадзе. Организатором бунта была Бурджанадзе. Когда в стране делаются подобного рода заявления не стоит удивляться, что полиция начала стрелять в людей из автоматов прямо на улице».
В знак протеста по поводу кровавой спецоперации, а также прочих действий властей оппозиция вновь митингует. Уже решено, что акции протеста продлятся до 26 июня. Такое уведомление внесли организаторы в городскую мэрию. А тем временем колонна из 100 автомобилей выехала из Батуми по направлению к столице. Ее возглавляет известный в Грузии певец и сторонник оппозиции Леван Гачечиладзе. Встречающиеся по пути города оппозиционеры намереваются миновать пешим ходом с флагами и лозунгами «Долой Мишу!». Колонна прибудет в Тбилиси 26 мая - в День независимости Грузии, - когда по планам оппозиции в столице должен состояться «гражданский парад».
А власти вновь вернулись к идее праздничного военного парада, который они намереваются уже провести не на центральной площади Тбилиси, а на территории военной базы «Вазиани».
В связи с создавшейся ситуацией Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй вновь призвал жителей страны к спокойствию и выразил надежду на мирное завершение политического кризиса в стране.