Свои подписи в приложении к меморандуму о взаимопонимании между миссией наблюдателей ЕС (МНЕС) и МВД Грузии поставили глава МНЕС Ханс Йорг Хабер и министр внутренних дел Вано Мерабишвили. Документ предусматривает значительное расширение территорий, на которых наблюдатели миссии имеют право проводить инспектирование без предварительного уведомления полиции. «Значимость приложения состоит и в том, что прилегающие к Южной Осетии и Абхазии территории, упомянутые в меморандуме о взаимопонимании, сейчас чётко определены как соседние с Южной Осетией и Абхазией регионы: а именно: Казбеги, Душети, Мцхета, Каспи, Гори, Карели, Хашури, Сачхере, Они, Местия, Цаленджиха и Зугдиди», - цитирует текст официального сообщения миссии «ВЗГЛЯД».
Меморандуму о взаимопонимании между ЕС и Грузией уже полгода. В январе Брюссель и Тбилиси подписали соглашение о создании зон ограниченного вооружения на прилегающих к Абхазии и Южной Осетии территориях. Как сообщил тогда Civil.ge замруководителя МНЕС Клайв Тротт, такие меры исключат возможность проведения Грузией наступательных операций, но не скажутся на обороноспособности республики. В апреле стороны продлили меморандум еще на три месяца. А теперь в документе появились новые пункты.
Со стороны те шаги, которые ЕС предпринимает в Грузии, кажутся гуманными и оправданными. Но, к сожалению, практика показывает, что благие намерения Евросоюза остаются таковыми лишь на бумаге. Уже не раз Россия информировала мировое сообщество о том, что на границах с Абхазией и Южной Осетией концентрируются грузинские силы. Руководствуясь соображениями безопасности в регионе, Москва поставила перед Советом Безопасности ООН вопрос о необходимости подписания соглашений о неприменении силы между Грузией и Абхазией, а также Грузией и Южной Осетией. Более того, постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин сообщил накануне, что российская делегация в Нью-Йорке обсуждает международное эмбарго на поставку Грузии наступательных вооружений. Не стоит также забывать, что впервые за полгода у ООН появилась реальная возможность продолжить свою деятельность на территории Абхазии - новый доклад генерального секретаря Пан Ги Муна в целом устраивает и российскую, и абхазскую стороны.
В этой связи активизация Евросоюза на южнокавказском направлении представляется попыткой привлечь к себе внимание, особенно на фоне успехов ООН. Вместе с тем, ЕС поддерживает другую европейскую структуру - ОБСЕ. 28 мая специальный представитель Евросоюза по Южному Кавказу Питер Сомнеби заявил: «Евросоюз выступает за продолжение мониторинговой деятельности ОБСЕ в Грузии и надеется, что даже сейчас, когда консультации по этому вопросу прерваны, можно найти путь к тому, чтобы сохранить столь важный элемент полевого присутствия», - цитирует евродипломата газета «Известия». По его словам, ЕС решительно выступает за превращение Южного Кавказа в стабильный регион с открытыми границами и всеми возможностями для процветания, а стартовавший проект «Восточное партнерство» свидетельствует о намерении Евросоюза поднять на новый уровень связи с Закавказьем.
О том, что на Южном Кавказе у Евросоюза свой стратегический интерес, известно давно. И слова Семнеби - лишнее тому подтверждение. Поэтому-то подписание в первую очередь всевозможных документов с Грузией больше свидетельствует о прагматичном подходе организации, поддерживающей одиозный тбилисский режим, нежели о ее гуманных помыслах.
К слову, сам грузинский лидер, который во время акций оппозиции отправился в Рим на финал футбольной Лиги Чемпионов между «Барселоной» и «Манчестер Юнайтед», не устает отвешивать Европе реверансы. «Грузия - это врата в Центральную Азию и Каспийский регион, - цитирует Саакашвили РИА Новости. - Именно поэтому она важна для Европы. Грузия больше не входит в советский блок и вновь возвращается к своим историческим намерениям быть ближе к Европе».
Ближе к Евросоюзу, но дальше от Организации объединенных наций. В ООН, похоже, решили поставить на место представителя Грузии Александра Ломая, весьма изобретательного на домыслы. Накануне он обвинил Москву в «давлении на ООН» при подготовке доклада генерального секретаря о ситуации на Южном Кавказе. Пресс-служба Пан Ги Муна распространила официальное заявление, в котором генеральный секретарь категорически отрицает любые предположения о том, что в его адрес поступали какого-либо рода угрозы и оценил высказывание грузинского дипломата «крайне неудачным», передает Lenta.ru. Как теперь будет выкручиваться официальный Тбилиси? Видимо, уповать на поддержку ЕС и ОБСЕ и демонстрировать «крайнюю заинтересованность» в стабильности на Южном Кавказе, подписывая очередные соглашения со своими западными покровителями.